Версия для печати
Фото из сети

Просто мультипликатор у них не той системы

Один из депутатов монокоалиции, еще в бытность не депутатом, а журналистом, любил носить футболку с надписью: "Кризиса нет, они просто п...ят ваши деньги". Сейчас его не видно под куполом, а жаль. Надпись на футболке как нельзя кстати.

Нынешняя экономическая модель, применяемая властью в Украине - это рожденная в понедельник антиутопия. Ты точно знаешь, что здесь все наоборот.

Правильные механизмы, эффективно работающие в других странах для ускорения роста или минимизации кризиса, здесь тупо копируются, затем обезображиваются как лицо Гуинплена, и в таком виде запускаются в жизнь.

Причина подобного вполне понятна - применение тех или иных методов в экономике является симулятивным, как медийная дымовая завеса. Все делается для личного обогащения, и под это просто подыскиваются "модные" форматы. Классический пример - рефинансирование коммерческих банков со стороны НБУ.

НБУ рефинансирует коммерческий банк, тот, в свою очередь кредитует, частную компанию, которая покупает у государства гостиницу в центре Киева. Центральный банк - как кошелек приватизации. Мировая экономическая мысль тихо курит в углу.

Или НБУ рефинансирует Укрэксимбанк под залог облигаций Укравтодора (с учетом роста долгов, вполне возможно, потенциальный банкрот в будущем) на миллиарды гривен. Половина этих денег уходит в Беларусь и РФ за битум, а также в Китай и Турцию за строительную технику, оплату труда тамошних рабочих и на формирование прибыли турецких и китайских компаний.

Тут НБУ - как супермен, спешащий на помощь Китаю и Турции в период кризиса. Может, поэтому в кризис эти страны продолжили рост, а мы падали?

Глава Совета НБУ Богдан Данилишин привел любопытную цифирь о так называемом долгосрочном рефинансировании:

"… всего было выдано 91,85 млрд грн долгосрочного рефинансирования: 48,54 млрд грн в 2020 году и 43,31 млрд грн — в 2021 году.

До июля 2021 года это были пятилетние кредиты, а с июля 2021 года — трехлетние, которые суммарно составили 9,78 млрд грн.".

Я много раз писал об этой схеме.

Например, коммерческий банк берет в НБУ кредит на один миллиард гривен, сроком на пять лет и тут же покупает ОВГЗ на те же пять лет и на ту же сумму. При этом купленные банком облигации, передаются в залог Нацбанку.

Когда учетная ставка НБУ была на минимуме, процент по рефинансированию для банка составлял примерно 7-8%, а доходность ОВГЗ - 12-13%. Разницу в 5%, выплачиваемую за счет государственного бюджета, можно спокойно класть в карман. За год - 50 млн. грн. на ярде. За пять лет - 250 млн. грн. или почти десятка лямов зеленых.

Себестоимость операции - трудозатраты работника банка, отправившего заявку на рефинанс и тут же заявку - на покупку ОВГЗ. Два удара по клавишам "клавы". Все. Тут все сделано для удобства "людей": сроки по рефинансу аккуратно подогнаны под сроки размещения ОВГЗ. Ну, чтоб лишний раз не вставать.

А теперь оценим капитализацию схемы. Возьмем лишь пятилетний рефинанс на 80 млрд. грн.

За счет государства участники схемы заработают 800 млн. дол. в эквиваленте. Как сказал мне один банкир, нужно быть идиотом, чтобы при такой шаре кредитовать реальный сектор.

Здесь срабатывает классический эффект вытеснения: государство как пылесос забирает весь ресурс и формирует крайне высокую планку по уровню долга. Кто будет кредитовать частника под 10%, если можно государство под 12%? (а ведь совсем недавно было и 20%!). Происходит это по одной простой причине: только в Украине ближайший родственник министра финансов может быть собственником банка, зарабатывающего на облигациях министерства финансов....

В США к авторам подобных схем уже явилась бы The United States Securities and Exchange Commission за разъяснениями. А у нас авторов отправляют послами в ведущие страны мира… Все это происходит под прикрытием мнимой "независимости" НБУ.

В это же время центральные банки развивающихся стран «переходят черту» в части прямого выкупа государственных долгов в обход финансовых посредников. В авангарде здесь Банк Индонезии, который, как опытный волк-вожак, «махнул через красные флажки», приняв, несмотря на предостережения МВФ, программу прямого выкупа государственных облигаций на $28 млрд. Подобный пример монетизации госдолга стал возможен в условиях пандемии по причине низкой капитализации внутреннего рынка капитала.

И если рынок внутренних заимствований «узок» в Индонезии, то можно себе только представить наше «угольное ушко» в виде рынка ОВГЗ. Логика здесь достаточно проста: если внутри страны нет свободной ликвидности в нужном объеме, долговой рынок государственных обязательств нужно монетизировать с помощью прямой эмиссии. В противном случае:

а) минфину придется повышать ставки по своим облигациям, чтобы вернуть на рынок нерезидентов;

б) центральному банку все равно придется печатать деньги и рефинансировать коммерческие банки, чтобы они покупали гособлигации.

То есть, почти при тех же эмиссионных параметрах, что и при прямом выкупе, бюджетные результаты будут в разы более затратны: нерезидентам придется платить повышенную ставку доходности, банки заберут часть маржи как финансовые посредники для соблюдения «монетарных приличий» центральным банком, который не будет напрямую «покупать» госдолг. В Украине этот абсурд достиг гиперболизированных масштабов - ценой нового увеличения ставок по ОВГЗ до 11-12%, что почти в два раза превышало прежнюю учетную ставку НБУ в 6%. В то время как центральные банки стран с формирующимися рынками активно наращивали портфель государственных ценных бумаг, НБУ передал дело спасения экономики на «аутсорс» частному сектору и далеко не "безвозмездно".

Как написал Фред Хэмптон, лидер "Черных пантер", застреленный во сне спецслужбами США (о нем недавно сняли фильм "Иуда и чёрный мессия"): "Реформы - это когда богатые рассказывают бедным, почему те должны работать еще больше, а получать меньше".

Хорошее определение и для наших "реформ"!

Алексей Кущ

Назад в архив Версия для печати