Фото из сети

Постепенная реформа

В продолжение «медицинской темы»

Хочу уделить некоторое время без «зрад и перемог» теме медицинской реформы, так как считаю ее одной из наиболее сложных и важных для простых граждан.

В частности, на заседании правительства в части медицинской реформы были озвучены следующие шаги:

1). Утвержден план медицинской реформы, рассчитанный на 4 года.

2). Определен перечень медуслуг и медпрепаратов, которые украинцы смогут получать бесплатно.

3). Сформулирован подход, когда изменяются не столько расходы на медицину, сколько меняется принцип использования средств.

Фактически, инициировано кардинальное реформирование сферы здравоохранения, но реформа будет проводиться постепенно и взвешенно.

Введение новой модели финансирования будет осуществляться в три этапа, полная реализация запланирована до 2020 года. Если более детально, то 1-й этап (2017 год) - подготовительный, во время которого предполагается введение новой модели финансирования медпомощи на уровне первичного звена, а также начнется благоустройство сети стационаров вторичной (специализированной) помощи через создание госпитальных округов. (Критерии для определения границ госпитального округа: наличие по крайней мере одной многопрофильной больницы интенсивного лечения; обеспечение проезда в больницу интенсивного лечения за время, не превышающее 60 минут. Госпитальные округа образуются по предложению ОГА, утверждаются Кабмином).

2-й этап (2018-2019 годы) – внедрение/введение в действие государственного гарантированного объема медпомощи на всех уровнях и начало его финансирования через национального заказчика.

3-й этап (2020 год) - налаживание полноценного функционирования новой системы финансирования здравоохранения.

Что касается финансирования, то создается современная модель финансирования системы здравоохранения европейского образца - универсальное медицинское страхование с полной оплатой из государственного бюджета.

Предложенная модель обязательного государственного медицинского страхования используется во многих странах, в частности, почти в половине стран - членов ЕС. То есть, граждане осуществляют предоплату за медицинское обслуживание в виде уплаты общих налогов в госбюджет (никаких дополнительных налогов или платежей от граждан не вводится). В свою очередь, медицинские учреждения переходят на договорные отношения с государством и получают финансирование в зависимости от количества граждан, которым оказали медпомощь.

Они конкурируют за пациентов. Гражданин сможет свободно выбрать врача, с которым подпишет договор об обслуживании, средства врачу за пациента перечисляются из госбюджета. Стоимость медицинских услуг покрывается страховой системой полностью или частично.

В случае частичного покрытия, пациент будет осуществлять официальную со-оплату за услугу/лекарства. Подходы к установлению размеров со-оплаты будут четко определены и будут едины для всей страны. Органы местной власти могут из местных бюджетов оплачивать дополнительные медицинские услуги для жителей общины, а также обеспечивать развитие коммунальных учреждений здравоохранения, например, покупать медицинское оборудование.

Постепенность реформы/растянутость на 4 года позволит обеспечить надлежащую социальную защиту граждан, переподготовку медицинских работников, аккумулировать бюджетные средства и привлечь инвестиции для развития и перепрофилирования медицинских учреждений, создать электронные реестры, электронную систему обмена медицинской информацией.

Это, если кратко, об общих позициях.

Олеся Яхно

Назад в архив Версия для печати