Версия для печати
Фото из сети

Никто не хочет платить

Дискурс о реструктуризации долгов популярен не только в Украине. Гарвардский профессор Кармен М. Рейнхарт и Кеннет Рогофф, бывший главный экономист МВФ в 2001-2003 гг., опубликовали в издании Project Syndicate статью, в которой указывается: "По мере того как вирус COVID-19 распространяется по всему миру, за ним следуют экономический паралич и безработица. Но экономические последствия пандемии в большинстве стран с развивающейся экономикой, вероятно, будут намного хуже, чем все, что мы видели в Китае, Европе или Соединенных Штатах. Сейчас не время ожидать от них погашения своих долговых обязательств, как частным, так и официальным кредиторам". 
 
Как инструмент минимизации кризиса, авторы публикации утверждают "настоятельную необходимость временного моратория на погашение всех долгов, кроме самых кредитоспособных суверенных должников... Мы рекомендуем немедленный временный мораторий на погашение внешнего долга для всех стран, кроме суверенных займов с рейтингом "AAA". 
 
Приговор аналитиков не вызывает сомнений: "В конечном итоге долг многих стран необходимо будет реструктурировать, альтернативы договорному частичному дефолту не будет".
 
Однако и страны с инвестиционным рейтингом "ААА" заговорили о возможности частичного дефолта. Так, американский сенатор Линдси Грэм заявил, что республиканцы вместе с демократами в ближайшее время планируют подумать о том, как начать списывать часть долга Китаю. "Потому что это они должны платить нам, а не мы им! Вы увидите двухпартийный отпор Китаю - чтобы наказать его так сурово, что это будет сдерживать его в будущем", - отметил сенатор, имея в виду ответственность КНР за распространение коронавируса по миру.
 
Троцкистское подполье на выход
 
Сбывается прогноз бельгийского культуролога Эрика Туссена, который сформулировал концепцию "незаконного долга", могущего быть списанным по результатам гражданского аудита, если будет доказано, что он относится к одной из четырех категорий: 
 
1) нелегитимный (был взят властью не в интересах общества, то есть во вред оному); 
 
2) незаконный (при привлечении были нарушены необходимые процедуры);
 
3) одиозный (наращивался диктаторскими режимами или нарушает базовые социальные права населения); 
 
4) нестабильный (выплата приведет к нарушению фундаментальных прав человека на медицину, образование и достойную жизнь).
 
Проведение реструктуризации долгов может позволить Украине высвободить примерно 250 млрд. грн. (145 млрд., предусмотренных на выплату процентов по долгам, и около 100 млрд. в виде планируемого сальдо выплаты долгов и привлечения новых). Для этого уже сейчас необходимо инициировать реструктуризацию, как внешней задолженности государства, так и внутренней (ОВГЗ).
 
В течение 2020-2021 гг. Украина, по данным Минфина, должна выплатить кредиторам 773 млрд. грн. в эквиваленте (см. инфографику). Если по внешним обязательствам можно провести классическую реструктуризацию, то внутренние правительство может конверсировать, то есть, заменить сумму погашения ОВГЗ в обращении на "антикоронавирусные" облигации с погашением три-пять лет и ставкой купона, фиксированной или привязанной к минимальному значению между учетной ставкой и инфляцией.
 
Сейчас конверсия внутренних долгов перед нерезидентами может дать до 75 млрд. грн. экономии на долговых выплатах государства, и этот ресурс можно монетизировать в пользу национального резервного антикризисного фонда.
 
Естественно, просто так никто не захочет помогать Украине, но для "распределения лотерейных билетов среди жильцов дома" есть хорошие способы, например: введение налогообложения прибыли от погашения ОВГЗ и отмена оного при участии в конверсии, а также введение своеобразного гибридного налога на покупку валюты в случае репатриации суммы погашения ОВГЗ за рубеж. В таком случае, нерезидентам придется решать, что им выгоднее: настаивать на погашении и заплатить налоги, в том числе, специальный налог на вывод капитала за границу, или добровольно согласиться на конверсию обязательств и обменять принадлежащий им портфель ОВГЗ на новый выпуск "антикоронавирусных" облигаций.
 
По сути, каждый день промедления реструктуризации для страны - это не просто утрата наших социальных и экономических перспектив, но и снижение уровня суверенности. К сожалению, вместо этого, украинский парламент принимает совершенно чудовищные законы. 
 
Например, Минфину предоставлено право "осуществлять сделки с государственными деривативами, включая их обмен, выпуск, покупку, выкуп и продажу, в том числе, в виде исключения из положений части первой статьи 16 Бюджетного кодекса за счет осуществления государственных заимствований сверх объемов, установленных приложением №2 к настоящему закону. Условия таких сделок определяются Кабинетом Министров". 
 
Простыми словами, уже завтра, под предлогом "выгодности" котировок на наши ВВП-варранты, Минфин может потратить на их выкуп примерно $2 млрд. Причем для покупки ничего не значащих в условиях кризиса варрантов власть будет привлекать новые долги (!).
 
...Кредиторы только поаплодировали Украине, которая в 2014-м, в условиях войны и системного кризиса, а также на фоне утраты части территорий, генерировавших 15% ВВП, выплатила без задержки $14 млрд. Но вот нужны ли были нам такие аплодисменты?
 
Повторимся: ключевой вопрос при реструктуризации - это субъектность власти, насколько она независима от внешних влияний при принятии тех или иных решений. А также насколько зависимы от интеграции с западной финансовой системой скрытые бенефициары власти в виде различных групп влияния. 
 
Если государство докажет кредиторам, что возврат долгов чреват инфляцией (для погашения внутренней задолженности через механизм эмиссии) и девальвацией национальной валюты (через критическое снижение резервов центрального банка), а также убедительно продемонстрирует бюджетную необходимость секвестра выплат по долгу, без которых страна скатится в глубокое пике экономического обвала с деградацией структурных показателей социальной системы, то кредитор вынужден будет согласиться на реструктуризацию, так как она и в его интересах. Но если лидеры страны заявляют, что резервы НБУ находятся на оптимальном уровне, а возврат долгов - приоритет правительства, который не угрожает экономике и населению, то, естественно, никто не станет инициировать разговор о перенесении срока платежа по условной "долговой расписке" целой страны. Кредиторы привыкли уважать даже самоубийственные решения должника.
 
Назад в архив Версия для печати