Фото из сети

Не шутите с блогером

Или  Перспективы Убера

Убер в Киеве появился в августе. Суть Убера объясняли просто: никаких «ушатанных» ланосов без кондиционера, никакого хамства, тарификация по километражу и времени, а заказывать такси нужно через специальное приложение без диспетчеров и звоночков.

Все бы было идеально, но октябре на рынке такси появился новый игрок - Яндекс.Такси, предложивший при входе более низкие тарифы. Поведение Убера было интересным - они банально скопировали тарифы своего конкурента, сообщив в феврале водителям, что последние начнут зарабатывать больше, ведь снижение цен позволит делать большее количество поездок. На самом деле так и произошло – водители начали совершать больше поездок, но доходы от этого только упали.

Если сравнивать с классическими службами такси, где можно работать на ржавых жигулях и ланосах, Убер стал дешевле в среднем на 20 гривен. Это легко проверить с помощью онлайн сервисов, и лично выяснить, что на обычном такси ездить дороже. Со стороны клиентов это прекрасная новость – платить надо меньше, а качество сервиса на порядки выше. Но тут же возникает вопрос: а какая выгода владельцу дорогой иномарки зарабатывать меньше, чем классический таксист?

А выгоды никакой нет. Ремонт автомобиля стоит в десятки раз больше, начиная от стоимости запчастей, заканчивая стоимостью обслуживания, резины, ежедневной мойки автомобиля и т.д. К тому же в обычном такси комиссия, которую платит водитель, находится в пределах 5%-15% в зависимости от службы. В Убере с водителя автоматически снимается комиссия в размере 25%. К тому же нужно заплатить 5% налога, если работать напрямую с Убером как предприниматель, или отдавать 10% партнеру, через которого можно работать без регистрации предприятия.

После снижения цен, водители надеялись, что доходы действительно вырастут. На практике за получасовую поездку, которая состоит из подачи автомобиля, ожидания пассажира и самой поездки, чистый доход мог быть в пределах 10 гривен (это без учета амортизации автомобиля). При хороших раскладах чистый доход водителей находился на уровне 45 гривен в час. На второй день, после снижения цен, карта Киева покрылась пиковыми коэффициентами из-за отсутствия достаточного количества автомобилей. Водители просто не видели необходимости выходить на линию. В соцсетях появилась шутка «Ездить Убером стало еще дешевле, теперь за поездку платит водитель». Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, водителям предложили гарантированные коэффициенты (Boost), расширив действие коэффициентов с трех зон, на весь город. И если раньше «бусты» получали только за заказы из центральной части города, то теперь их выплачивали даже на окраинах. Но клиенты жалуются – иногда не могут вызвать машину более получаса.

Система бонусов тоже менялась со временем. Сейчас водителю необходимо совершить 140 поездок в неделю, или около 20 поездок в день, чтобы получить бонус. В глазах Убера идеальный водитель – парень который не любит спать, но любит работать 7 дней в неделю. Сначала казалось, что у тарифных изменений есть какая-то хитрая логика, но вскоре можно было наблюдать за тенденцией. В Одессе были скопированы тарифы Яндекс.Такси, который начал работать в городе на день раньше. А во Львове после запуска были оглашены такие тарифы: за подачу автомобиля нужно выложить 4 гривны, а минимальная поездка обойдется в 14 гривен. Если что, один гамбургер стоит 20 гривен. А что делать львовскому водителю, если подача автомобиля будет превышать два километра непонятно, работать в минус? В Киеве не редкость подача на расстояния более 5 километров.

Но после конфликта одного из водителей с основателем Убера, все стало на свои места. Bloomberg опубликовал видеозапись из салона автомобиля, который работает в системе Убер Блэк. На заднем сиденье находился основатель и глава Убера Трэвис Каланик. Когда поездка закончилась, водитель пожаловался Каланику на плохие условия работы. В ответ он услышал, что некоторые люди «не любят брать ответственность за собственное дерьмо» и обвиняют других в неудачах.

Претензия водителя была простая – Убер слишком сильно опускает цены, и посетовал на то, что сначала они работали по 20 баксов за милю, а сейчас ездят за 2,75. Каланчик объяснял, что таким способом он сражался с конкурентами, и к тому же победил их. Впрочем, как вести успешный бизнес его личное дело, дело в другом. Ситуация показала, что политика входа на рынок и последующее снижение цен - это не придумка нашего офиса Убера, а в целом политика всей компании. Я уже встречал водителей, которые перешли из обычного такси после изменения тарифов, и не могли понять «прикола».

Что это означает? Что нормальные водители с дорогими иномарками со временем уйдут, а на смену придут «ушатанные» ланосы без кондиционера, которые можно содержать с такими тарифами. В мою последнюю поездку водитель взял наличку вместе с чаевыми, а потом отменил поездку чтобы положить наличку в карман и получить выплату за отмененную поездку от Убера, который теперь требует повторную оплату с меня.

Парень, который ругался с Калаником сказал:

— Удачи и тебе, но я знаю, что успех тебе не светит.

И влепил ему единицу.

Евгений Гарбут

Назад в архив Версия для печати