Фото из сети

Кластеры

В настоящее время в парламенте рассматривается законопроект по изменению Конституции в части регионального управления.

Не вдаваясь в детальный анализ предложенных изменений, заметим только, что никто так и не додумался разработать в Украине полноценную административную реформу, направленную на усовершенствование существующей административной сетки нашей страны из действующих областей, которая была разработана во времена УССР и отражала потребности плановой экономики того времени, а также специфику командной системы управления.

Деление на области и районы можно сравнить с корпусно-дивизионной структурой советской армии, где область – это военный корпус, район – дивизия, относительно большой населенный пункт – полк и так далее. Все подчинялось мобилизационным потребностям и необходимости жесткого охвата периферийных территорий «наместниками» из центра в виде секретарей райкомов и обкомов коммунистической партии.

Нужно ли объяснять, что подобная административная сетка совершенно не соответствует принципам построения рыночной экономики и задачам децентрализации. Именно поэтому, польская экономическая реформа началась с масштабной реформы системы административно-территориального деления страны.

С 01 января 1999-го года, количество польских воеводств было уменьшено с 49 до 16, то есть более чем в три раза. При этом, сама структура административного деления (воеводство-повят-гмина) была сохранена. В Украине этому делению соответствует: область, район, ОТГ/город/село. Часть городов — воеводских центров в Польше, которые утратили свой статус, получили статус города на правах повята, что-то вроде «городов областного значения».

Именно новое административное деление стало основной и для развития региональной экономики в Польше, и более эффективной платформой для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Сейчас в Польше наиболее активно развиваются именно региональные технологические и промышленные кластеры, сформированные в рамках укрупненных воеводств.

Применительно к Украине – такими крупными территориальными единицами могли бы стать «земли», включающие в себя от нескольких до десятка областей. Столь сложная реформа должна объединять в себя методологию размещения производительных сил (территориально-экономических районов) и современного мир-системного анализа.

На данный момент, в Украине есть несколько региональных кластеров, которые формировались на основе различных цивилизационных моделей, но которые сейчас объединяются в рамках единого украинского проекта. Уже сейчас в нашей стране сформировано несколько «мир-экономик», причем каждая во главе со своим «сверхгородом». Если брать западную часть страны – это Львов, на юге – Одесса, на юго-востоке – Днепр и Харьков, в центре – Киев.

Общая страна связывает все эти «мир-системы» в единую «мир-экономику» и единую страну. Так проявляется на нашем микроуровне теория «мир-системного» анализа Ф. Броделя.

Если воспользоваться мир-системным анализом другого теоретика – И. Валлерстайна, то можно увидеть, что наибольший риск для нас в плане экономической стагнации заключен в трансформации молодой рыночной «мир-экономики» в «мир-империю», когда территории объединены лишь через центр, который отвечает за централизованный сбор налогов и их перераспределение в своих интересах. Именно эта модель реализовывалась во времена Кучмы и Януковича, и именно она привела к тяжелым последствиям крайних нескольких лет.

Политика децентрализации должна привести к совершенно иному результату: наша, пока еще неэффективная, «мир-экономика» должна постепенно трансформироваться в единую «мир-систему», как это произошло в европейских странах, США, Китае. Для этого, административная сетка в Украине должна быть реформирована на основе более эффективных и адекватных рыночной экономике единичных структур — таксонов, то есть отдельных территориально-экономических районов, объединенных на основании общих свойств и признаков.

Как это работает, можем увидеть на примере группирования украинских областей по трем базовым территориально-экономическим районам: донецко-приднепровскому с двумя крупными промышленными центрами (Днепр и Харьков) и также тремя базовыми промышленными кластерами (Приазовье, Приднепровье, Слобожанщина); центральному (Киевский и Львовский промышленные кластеры); южному (Одесский промышленный кластер).

Алексей Кущ

Назад в архив Версия для печати