Версия для печати
Фото из сети

«У тебя ж в колоде девять тузов!»

Или О том, почему с нынешней властью опасно играть в "монополию" с налоговыми льготами

За последние семь лет, экспорт услуг ИТ-отрасли в Украине вырос с 1,2 млрд. дол., до 5 млрд. дол. Как правило, айтишники работают в формате ФОП-ов, а специальные компании, которые организовывают «подрядные работы» в Украине, оплачивают аренду офисов и обслуживание потребностей сотрудников – делают это за счет доходов, полученных ими в размере фактически понесенных затрат, то есть выходят в ноль, практически не уплачивая налоги. Основной профит оседает на «зеркальных компаниях» с резиденцией в США, Ирландии, Нидерландах и других «удобных странах».

Именно эти компании заключают контракты с заказчиками на внешних рынках и порционно перечисляют деньги на их выполнение в Украину, оставляя себе основную прибыль. В Украине же, деньги получают компании по организации бизнеса (на упомянутую выше аренду) и непосредственно айтишники, которые платят 5% в виде единого налога, избегая таким образом уплаты подоходного налога (18%), военного сбора (1,5%) и ЕСВ (22%).

Компании, которые организовывают бизнес за счет оптимизации и работы в ноль, почти не платят налог на прибыль (18%) и с помощью арендных платежей за офис минимизируют уплату НДС (20%). По фонду оплаты труда они «светят», и то частично, лишь зарплату административного персонала.

Что же предложило государство для возврата капиталов ИТ-бизнеса в "родную гавань"? Если простыми словами – «цифровой загон».

Правовой режим Дія.City устанавливается на 25 лет. С учетом того, что новейшая история нашей страны насчитывает 30 лет, выглядит это почти как обещание херсонского атамана «Грициана Таврического» установить в Малиновке свободную экономическую зону (аккурат до прихода буденновцев). Дія.City, таким образом, будет сформирована за счет вошедших в нее ИТ-компаний – резидентов.

Резиденты будут заключать со своими сотрудниками "гиг-контракты", в соответствии с которыми и будут реализовываться ИТ-проекты и выплачиваться вознаграждение. Сумма последнего не должна быть менее 1200 евро в месяц на одного сотрудника. Резидент обязан подавать ежегодный отчет о своей работе, который заверяется аудитором, а все споры рассматривает специальная апелляционная комиссия.

По ставкам налогов: налог на прибыль в размере 18% или налог на выведенный капитал – 9%, налог на доходы физических лиц – 5%, военный сбор – 1,5% и ЕСВ, рассчитанный с минималки.

Есть «интересная» новация о так называемых «неконкурентных» действиях, согласно которой, физлица-айтишники будут привязаны к своей компании обязательством не осуществлять «неконкурентные действия» как минимум 12 месяцев после расторжения гиг-контракта с ней, что существенно снизит трудовую мобильность специалистов, которые сейчас «кочуют» между заказчиками достаточно вольготно. Нетрудно заметить, что данная модель создана в интересах крупных компаний и в ущерб самим айтишникам-фрилансерам, что и привело к митингам последних под стенами парламента.

Для аналогии: представьте, что всем мелким фермерам и самозанятым в сельском хозяйстве предложат «Зерновое сити» и обязательное заключение с крупными аграрными трейдерами «тонно-контрактов» на продажу им своего зерна с обязательством несовершения «неконкурентных» действий в течение 12 месяцев с даты подписания договора. Простыми словами, продавай «только мне» или делай паузу в работе на целый год. При этом, этим же трейдерам, работающим на внешних рынках и выполняющим крупные заказы с высокой маржинальностью бизнеса, почему-то предлагают ставку налога в размере 9%, в то время как все остальные субъекты в экономике платят 18%. Да и узаконивание ставки подоходного налога может и выглядит логично в контексте мобильности «креативного бизнеса», но как объяснить кардиохирургу, почему делая операцию на сердце он платит 18% подоходного налога, а не 5% и ЕСВ не с минималки, а со всей своей зарплаты?

Интересы крупных компаний понятны – в свете имплементации стандартов BEPS и системы обмена налоговой информацией, схемы по международному структурированию бизнеса становятся дорогими и сложными, а по некоторым направлением – и не возможными. Нужно создавать что-то «домашнее», но с минимальным налогообложением. Кстати, отсюда и взялась ставка налога на выведенный капитал в размере 9% - именно столько сейчас примерно стоит оптимизация бизнеса с использованием контролируемых иностранных компаний (КИК). Кроме того, вывести капитал даже без уплаты 9% будет достаточно легко – например с помощью операций с ценными бумагами.

Сама модель Дія.City напоминает пещеру циклопа Полифема, который «пересчитывал баранов на ощупь», когда те выходили пастись, при это регулярно поедая тех путников, кто поверил в его гостеприимство. Как известно, Одиссей перехитрил жадного гиганта, назвавшись «Никто». Чтобы перехитрить государство в «заманухе» с Дія.City тоже придется наречься таким именем, иначе окажешься либо среди «сосчитанных баранов», либо среди «съеденных» - в зависимости от твоей полезности для общего «цифрового загона».

Как развивать креативную экономику, хорошо показал Израиль. По данным Startup Genome, эта страна занимает второе место в мире по инновационному развитию после Кремниевой долины в США. Тамошние чиновники не просто стимулируют эту сферу, выделяя 4-5% ВВП в год на научно-исследовательские изыскания (в то время как в Украине данный показатель колеблется в пределах 0,5-0,7%), но и создают для венчурного инвестирования максимально комфортные условия.

Как показал опыт Израиля, многолетняя война – это уникальный «инкубатор» для выработки на массовом уровне способности нестандартного мышления. Превратить кризис в возможности – это ключевой принцип израильских стартаперов.

Инвестируя в развитие инноваций примерно 500 млн. дол. израильское правительство достигло десятикратный эффект мультипликации и не только вернуло потраченные государственные деньги, но и получило на выходе капитализацию рынка инноваций в размере 4-5 млрд. дол. На данный момент в Израиле ежегодно действует примерно 5000 стартапов, которые финансируются со стороны 250 венчурных фондов и 1000 «бизнес-ангелов».

Основой инновационного развития страны является эффективная система образования, стимулирующая налоговая политика, защита инвестиций и титулов собственности. Вложив 500 млн. дол. в создание рынка инноваций, Израиль как государство все вернул с неплохой прибылью, получив «как бонус» высококонкурентный сектор экономики и дополнительные поступления в бюджет.

В нашем же случае, государство создает максимально удобный формат для легальной оптимизации налогообложения крупных компаний, экономя затраты далеко не бедных корпораций на налогах, юристах и схемщиках, попутно формируя для них «загон» для стреноживания строптивых фрилансеров. Без какого-либо эффекта как для самого фрилансера, так и пенсионера, ждущего повышение пенсий с помощью правильной модели взаимодействия государства и бизнеса. Не говоря уже о колоссальной налоговой асимметрии для других секторов экономики и профессий, которые будут находиться не в Дія.City , а среди ужасов «нашего городка» на общей системе налогообложения, продолжая из последних сил наполнять бюджет.

Но даже "выдалбливая" свою "пещеру Полифема", депутаты от Слуг народа не могут сдержаться, чтобы не залезть в чей-то карман. Уже озвучены предложения:

- об ограничении работы резидентов «Дія Сity» с фопами: с 01 января 2023 года (ранее был поэтапный график сокращения таких операций: с 2024 года на 50%, а с 2025 на 75%);

- о повышении налога с 9% до 18% .

То есть даже создавая "цифровой загон" с налоговыми льготами, у нас на выходе получается почти "цифровой налоговый концлагерь"...

Алексей Кущ

Назад в архив Версия для печати